С 1 января 2025 года в России значительно увеличился утилизационный сбор на электромобили. Для юридических лиц ставка на машины младше трех лет выросла с 32,6 тысячи рублей до 667,4 тысячи рублей, то есть в 20 раз. Для электрокаров старше трех лет сбор увеличился до 1,17 миллиона рублей.
Утильсбор — это разовый платеж, который взимается за каждый автомобиль, произведенный в России или ввезенный из-за границы. С 2025 года ставки будут ежегодно повышаться на 10–20% вплоть до 2030 года. К этому времени сбор за новые электрокары может достичь 1,17 миллиона рублей, а за подержанные — 2,06 миллиона рублей.
Эксперты предупреждают, что рост утильсбора неизбежно приведет к увеличению цен на электромобили. Однако некоторые участники рынка считают, что это не окажет существенного влияния на продажи, так как покупатели электрокаров — это, как правило, состоятельные люди, для которых дополнительные расходы не станут критичными.
В то же время производители, которые закупают комплектующие за рубежом, такие как «Автотор» и «Моторинвест», столкнутся с дополнительными трудностями. Рост затрат может негативно отразиться на их конкурентоспособности.
Повышение утильсбора стало частью общей тенденции увеличения налоговой нагрузки на автомобили в России. Осенью 2024 года власти уже подняли ставки на традиционные автомобили на 75–80%, а теперь очередь дошла до электрокаров.